29 нояб. 2009 г.

Carpenter's cooperation/ Сотрудничество плотников



The Norwegian log building company Aalen laft AS  is engaged in restoration too. Information from its website: 
In 2003 we were commissioned to reconstruct Haltdalen stave church - an interesting challenge for us laftere. The remains of the original church stands on Sverresborg museum in Trondheim, and gave us the opportunity to see what techniques were used.  The original is probably from the 1170 - century. It was desirable techniques and solutions most like the original church.
Норвежская компания Aalen laft AS кроме строительства бревенчатых домов на заказ занимается также и реставрацией.  Информация с сайта:
В 2003 году мы ввели в эксплуатацию реконструированную церковь Haltdalen. Для нас, как для плотников, это была интересная задача. Остатки первоначального храма находятся в музее Sverresborg в Тронхейме. Это и дало нам возможность исследовать плотницкую технику 1170 года. Мы хотели применять только старинные методы.
All timber and materials used are obtained through voluntary work in Haltdalen.
The whole municipality was saumfart by old trees and dimensions as close to the original materials as possible.

Муниципалитетом была приобретена древесина, имеющая размеры очень близкие к оригинальным.
In connection with the construction of the stave church was used an old technique called "bounce-telging". Together with the participants to Riksantikvaren stave program we arranged a course with instructor from Russia, where this technique has been preserved. In this way we acquired our knowledge and be able to perform work on the church as authentic as possible.
Во время строительства церкви была использована старая техника, которая называется "sprett- telging". Мы прошли курсы с инструктором из России, где эта техника сохранилась. Таким образом, мы приобрели необходимые знания и были в состоянии выполнять реставрацию храма.


Remarkable Russian restorer and woodworker Alexander Popov (he is an instructor from Russia, General Director of "RC APO, and Professor of History of technology and experience in the restoration of monuments"), wrote in 2007. 
 Замечательный русский реставратор и плотник Александр Владимирович Попов (он же инструктор из России, генеральный директор ООО «РЦ-АПО» и преподаватель предмета «Исторические технологии и опыт реставрации памятников») писал в 2007 году :
For a long time there was such an opinion that technology of the work with an axe
didn’t change over centuries. Carpentry was considered to be conservative and invariable in the course of time. But it was not true: the axe itself changed with time and at the same time changed technology of working wood and timber constructions.
Долгое время считалось, что технология работы с топором не изменялась на протяжении веков. Плотницкое искусство считалось консервативным и неизменным с течением времени. Но оказалось, что это не так. Топор сам изменился с течением времени. И в то же время изменились технологии работы с деревом и деревянными конструкциями.

Already in the second half of the 20th century it became clear for the specialists
that the carpenter’s technologies of the 12th – 18th centuries differ fundamentally from the work technique with the axe in the 19th - 20th centuries. The Vikings’ boats built in the 9th century which I studied in Norway had the same work technique like the Russian buildings of the 12th – 18th centuries.
Уже во второй половине 20 века специалистам стало ясно, что  плотницкие технологии  с 12 по18 век в корне отличаются от техники работы с топором 19 и 20 века. Корабли викингов, построенные в 9 веке, которые я исследовал в Норвегии, были выполнены с использованием тех же приемов, что и  русские здания 12-18 веков.

Restoring the Dmitry Solunsky’s church in Verchnaya Uftuga I paid attention to the peculiarities of woodworking which we didn’t manage to reconstruct with the tools of the 19th - 20th centuries. Search for the bearers of old technologies among the inhabitants of the neighboring villages was unsuccessful. Then we had to apply to the materials of the archeological researches in Zashivirka and Mangazey. The axes found by the archeologists differed from the modern ones. But even after making the axes according to the measurement of the archeological axes we couldn’t reconstruct historical technologies. More that three years had passed before we managed to receive hewing traces which were similar to the traces found in the church.


При восстановлении церкви Дмитрия Солунского в Верхней Уфтуге я обратил внимание на особенности деревообработки, которую нам так и не удалось восстановить инструментами 19-20 века. Поиски по носителям старых технологий среди жителей соседних деревень были неудачными. Тогда нам пришлось обратиться к материалам археологических исследований в Зашивирке и Мангазее. Топоры, найденые археологами, отличались от современных. Но даже после изготовления точных копий этих топоров мы не смогли восстановить старую технологию тески бревна. Более трех лет прошло, прежде чем мы смогли получать следы от топора, аналогичные найденным в церкви.

 Medieval hewing was executed with the narrow-bladed axe (drawing 39-41). Thecraftsman stood from one side of the log. The blade was about 9-10 centimeters wide. The axe was wedge-shaped and the axe-handle can be from round to heart-shaped or triangular.
The hewn surface looked like a washing board (drawing 42). Depending on the width of the blade and log the craftsman hewed it several times (3-5 times). The carpenter was looking from the direction of the axe, it means that he saw the working surface from one side. It can be seen on the Norwegian engravings of the 14th century.
And with all this going on the axe blow was struck not parallel to the log like later, but it was similar to a crescent-shaped blow. The axe blow can be divided into two stages. At the first stage the blow was delivered a little bit from the side of the log, but when the axe went into the log, the carpenter pressed the axe-head to the log and the axe began to go out of the log. The mark was double: short entrance into the wood and long going out. Such a method gave an opportunity to close wood pores and not to leave notches on the hewn surface, thus the water didn’t stayed too long on the wood surface worked with the axe.


Средневековая теска выполнялась остро-отточенным топором. Рубщик стоял с одной стороны бревна. Работа выполнялась клиновидным топором с шириной лезвия около 9-10 сантиметров. Топорище в сечении было круглым, либо имело форму сердца или треугольника.
Отесанная поверхность была похожа на стиральную доску. В зависимости от ширины лезвия теску
бревна выполняли несколько раз (3-5 раза). Плотник смотрел со стороны топора. Значит он видел рабочую поверхность только с одной стороны. Подобное положение рубщика можно наблюдать на норвежских гравюрах 14-го века.
Далее удар топором
наносился не параллельно бревну, как это делалось позднее. Скорее движение было похоже на полумесяц. Удар можно было разделить на два этапа. На первом этапе движение было направлено немного внутрь. Когда лезвие вонзалось в бревно, плотник нажимал на голову топора и тот выскальзывал наружу. При этом след был двойным: краткий - от входа в дерево и длинный -  при выходе из него. Такой метод давал возможность закрывать поры древесины, не оставляя выемок на высеченный поверхности. При такой обработке вода не задерживалась на деревянной поверхности.



In RC-APO you can take a course for old carpenters methods and to buy "old" axes and other carpentry tools.  
The Norwegians, too, seems no secret of their technologies. Part of the standard for the manufacture of walls, generally speaking public documents can be freely downloaded from the site aalenlaft.no as FAQ.

В РЦАПО можно пройти курс обучения старинным методам плотницкого искусства и купить "древние" топоры и другие плотницкие инструменты.
Похоже, норвежцы тоже не скрывают своих технологий. Часть стандарта на изготовление стен (вообще говоря закрытый документ) можно свободно скачать с сайта aalenlaft.no
под видом ответов на часто-задаваемые вопросы.
Как писал Василий Белов:
Интересно, что в плотницком деле никогда не было профессиональных секретов, знание считалось общенародным: постигай, черпай, насколько хватает ума и таланта. Однако гордость и достоинство мастера всегда питались художеством и подкреплялись народной молвой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий